Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет.

Как правило, в этом возрасте малыш идет в школу. К этому периоду ребенок уже имеет представление, что такое школа и зачем она нужна. Многие дети имеют огромное желание учиться, так как видят своих старших друзей и постоянно слышат увлекательные рассказы из школьной жизни.

Для ребенка школа- это начало взрослой жизни. Многие дети, которые не посещали детский сад, переживают этот кризис тяжелее, так как помимо нового образа жизни ребенку приходится расставаться с мамой или бабушкой. Если ребенок все же ходил в детский сад, но дома получал огромное количество опеки со стороны взрослых, у него также может возникнуть нежелание идти в школу. Подсознательно это будет значить, что ребенок просто не хочет взрослеть и становиться самостоятельным. Многие дети считают, что они не смогут выполнить, все то, что возлагают на них родители. Многие мамы до школы пытаются научить ребенка абсолютно всему, тем самым лишая его детства и неосознанно отбивая желание учиться.

Выготский Л.С. (советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии) выделяет, что основное новообразование семи лет это самоуважение. Ребенок пытается участвовать в жизни не только своей семьи, но и общества, в котором он является полноправным членом. Согласно теории Выготского, возрастные кризисы это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.

Проявляться кризис семи лет может в виде капризов, нежелания идти в школу или что-либо делать. Не стоит ругать ребенка за это. Ему нужно помочь ощутить себя личностью. Малышу нужно объяснить, что он становится взрослым и самостоятельным. Теперь он будет принимать решения, и нести ответственность. Но не нужно пугать ребенка. Он должен осознавать все-то, что с ним происходит и иметь желание во всем этом участвовать. С ребенком нужно постоянно разговаривать, порою, принимая его точку зрения. Он должен знать, что его мнение тоже имеет вес.

Правильное отношение к кризису семи лет позволит ребенку пройти этот период незаметно, без проблем и каких-либо психологических травм.

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития.
Если у вас возникают в связи с этим какие-либо трудности, то можно попробовать воспользоваться вот этими рекомендациями:

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
    Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
    Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
    Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
    Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
    Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
    Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
    Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка.
    Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.
    Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.
    Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях.
    Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.
    В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
    Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
    Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Рекомендуем вам книгу «Общаться с ребенком. Как?» уважаемой нами Юлии Борисовны Гиппенрейтер (профессор кафедры общей психологии МГУ им М.В. Ломоносова, известный ученый, автор статей, монографий и учебных пособий по психологи, мать 3-х детей).

В этой книге затрагиваются проблемы переходных кризисных возрастов 3, 7, 11-12, 15 лет. Здесь собраны самые распространенные жалобы родителей:  « не слушается, не учится, ничего не хочет, не помогает по дому, не выполняет обещаний, не…не…не…» и самые частые жалобы детей: « не понимают, не любят, только ругаются и всё запрещают». Для каждой сложной ситуации приведены примеры её позитивного решения.

Мы желаем вам успехов. Любите своих детей.

Об авторе
Поделитесь этой записью

Обсуждение закрыто.



Детские Ботаники: сайт для родителей и детей! © 2024 Все права защищены